Владимир Димитриевич: Запад хочет создать «НАТО-вариант православия»

Постигнет ли Сербскую православную церковь (СПЦ) в Черногории та же участь, что и Русскую православную церковь на Украине, чем грозит возможное принятие Закона о свободе вероисповедания в Черногории и каковы шансы бывшего священнослужителя СПЦ Мираша Дедеича возглавить автокефальную черногорскую церковь, о которой мечтает черногорский лидер Мило Джуканович? Об этом в интервью EADaily рассказал сербский православный публицист Владимир Димитриевич.

— В Черногории готовится к принятию закон о свободе вероисповедания, который в случае прохождения соответствующих процедур откроет возможность для изъятия имущества у СПЦ и его передачи в руки раскольнической «Черногорской православной церкви». Почему черногорские власти настаивают на отделении от Сербской православной церкви?

— Почему патриарх Сербский Ириней ранее сказал, что положение Сербской православной церкви в Черногории настолько тяжелое, что православные сербы как будто живут в сербофобском независимом хорватском государстве времён Второй мировой войны? Потому что режим Мило Джукановича делает все, чтобы черногорцев, которые являются сербами, превратить в какой-то другой народ, который возненавидит свои сербские корни.

Ключ к этому нужно искать в политике коммунистов и их вождя Иосипа Броз Тито. В 1945 году югославские коммунистические власти провозгласили черногорцев отдельным народом и начали деконструкцию их сербской идентичности. Режим Джукановича продолжил это дело, превращая «новогорцев» в «красных хорватов» (Красная Хорватия по одной из теорий является территорией, на которой исторически проживали так называемые красные или южные хорваты. Она включает в себя Восточную Далмацию, Черногорию и часть Албании) и делая все, чтобы изгнать из Черногории Сербскую православную церковь. В том числе власть угрожает отнять такие монастыри как Острог, Цетинье, Ждребаоник.

Вспомним: 16 мая 2011 года Мило Джуканович в интервью черногорскому телевидению заявил, что его партия будет выступать за «объединение православной церкви в Черногории», потому что «Митрополия Черногорско-приморская не действует в соответствии с государственными интересами Черногории — она является частью Сербской православной церкви (СПЦ) с центром в сербском государстве, которое неблагосклонно смотрит на черногорскую независимость». Джуканович также добавил: «Если мы хотим, чтобы православная церковь была в гармоничных отношениях с черногорским государством и его органами, логичной целью является формирование самостоятельной церкви». По его мнению, «несмотря на то, что государственная и национальная идентичность черногорцев неоспорима, необходимо работать над усилением культурной идентичности — тогда опасаться будет нечего». В том же году состоялся шестой конгресс Демократической партии социалистов во главе с Джукановичем, где было подчеркнуто, что эта партия выступает за единую Черногорскую церковь, которая устранит раздел между «православными верующими».

Режим Мило Джукановича давно уже дискриминирует представителей ненавистной ему СПЦ, начиная с момента, когда владыке Милешевскому Филарету было запрещено посещать ту часть его епархии, которая находилась в Черногории, и до угроз выдворения из страны тех монахов и священников СПЦ, у которых нет черногорского гражданства и совсем свежего намерения под видом нового закона отнять имущество у СПЦ.

Все это очень похоже на события на Украине. Что является общим для украинского и черногорского режимов, кроме натофилии, русофобии и сербофобии? Желание добиться церковной автокефалии любой ценой под предлогом того, что все поместные церкви являются национальными, и поэтому Украина и Черногория должны получить то, что им «принадлежит по праву».

— Интересно, что той же позиции придерживалась одна историческая личность — Анте Павелич, глава усташского движения Независимого хорватского государства. Расскажите нам немного об этом.

— Анте Павелич утверждал, что он не против православной веры или православной церкви. Он говорил: «Господа! Никто не трогает православие, но в хорватском государстве не может быть Сербской православной церкви».

Позднее он писал:

«В Независимом хорватском государстве православие не подвергалось гонениям, а наша борьба была направлена против сербского народа, который под разными предлогами, используя все средства, все силы вкладывал в то, чтобы препятствовать развитию и нормализации ситуации в Независимом хорватском государстве. Мы не были против православия, мы были против Сербской православной церкви в Хорватии. Как я подчеркивал ранее, православные церкви — это народные церкви, и поэтому православной церковью в Хорватии могла быть только Хорватская православная церковь».

Ее Павелич «учредил» в 1942 году.

— Каковы шансы на то, что проект автокефальной черногорской церкви всё же будет реализован? Может ли патриарх Варфоломей изменить свое решение и легализовать структуру Мираша Дедеича?

— Нет серьезных шансов на то, что Мираш Дедеич станет главой «автокефальной» Черногорской православной церкви, так как его лишил сана сам патриарх Константинопольский Варфоломей. Дедеич — просто гротескная фигура, и он не подходит на роль, которая в натовской Черногории должна быть серьезной и ответственной. На это место ищут более серьезного кандидата, но мы твердо верим, что им не станет кто-либо из сыновей Черногорско-приморской митрополии Сербской православной церкви. Потому что в данный момент стоит задача сформировать «НАТО-вариант православия» — могучему военному союзу просто необходима структура, которая была бы в состоянии раздробить вселенское православное единство и изолировать Московскую патриархию от остальных поместных церквей. Джуканович, как марионетка в руках НАТО, пляшет под музыку, которую исполняют Вашингтон и Брюссель.

— Что об этом думает черногорский народ? Может ли формирование автокефальной черногорской церкви вызвать раскол в обществе?

— Если вас интересует новый народ, так называемые «монтенегрины» — самопровозглашенные сербофобствующие черногорцы, то им формирование ложной церкви идет только на руку, способствуя укреплению их ложной национальной идентичности. Но народ, который уважает традиции святого Саввы Сербского, святого Петра Цетиньского, владыки Негоша и черногорского национального героя Марко Милянова, готов ценой жизни защищать свои святыни. Позицию сыновей и дочерей Негоша выражают, среди прочего, слова владыки Иоаникия. «Закон о свободе вероисповедания, подготовленный черногорскими властями в сотрудничестве с Хашимом Тачи (лидер косовских сепаратистов. — EADaily), должен быть пробным камнем для отторжения монастырей и храмов в Косово и Метохии», — сказал епископ Будимлянско-Никшичский Иоаникий, выступая с лекцией на мероприятиях по поводу 800-летия Сербской православной церкви в «Сербском доме». Он также добавил, что «Тачи подготовил закон, в соответствии с которым монастыри как культурное достояние должны принадлежать государству. В таком же духе написан и черногорский закон». По словам владыки, если такой закон будет принят в Черногории, не останется никаких препятствий для того, чтобы сделать то же самое в албанском лжегосударстве в Косово.

«На этот раз под ударом православие и наша вера, и мы должны оказать сопротивление. Тот, кто сделает это сегодня, подтвердит, что он христианин и что он защищает свою веру», — сказал владыка Иоаникий.


Источник