О Партизанском флоте Югославии во время ВОВ
Партизаны-антифашисты Народно-освободительной армии Югославии в 1941-45 гг. самоотверженно сражались с захватчиками не только в горах и лесах своей родины, но и… на море!
Когда пришли фашисты, страна пала за две недели. Король бежал, политики капитулировали, генералы сдались. Армия разбежалась. Флот, гордый Королевский флот, спустил знамена перед врагом практически без борьбы! Мрачная тень оккупации легла на живописные долины и суровые горы, на цветущее приморье. Обезумевшие романтики национализма рвут тело страны на части и чинят в своих «государствах» кровавую расправу. На многие сотни тысяч идет счет невинным жертвам… Но битва за свободу только начинается. Отважно сражается в горах рожденная бедами и гневом народа партизанская армия. Ни голод, ни лишения, ни сама смерть не в силах сломить отчаянную решимость партизан. «Свобода или смерть!» — старинный гайдуцкий клич вновь оглашает гулкие ущелья в разрывах гранат и треске пулеметных очередей. Без пощады к себе и к врагу пылает народная война.
Немецкие ветераны Восточного фронта седеют на ней! Некогда ласковые бирюзовые волны Адриатики окрасились кровью и отсветом пожаров. В бой бесстрашно вступает ПАРТИЗАНСКИЙ ФЛОТ! Пускай в нем только горсточка бывших военных моряков, а остальные — вчерашние рыбаки или докеры, но за ними многовековая слава бокельских мореходов и корсаров. Пускай враг господствует в небе и на море — против него, на утлых деревянных шхунах с пулеметами — люди с мужеством стальной закалки! Захлебываясь в соленой волне с пятнами мазута, сгорая вместе со своими игрушечными корабликами, они в предсмертном озарении еще успеют увидеть, как выйдет из пены прибоя на берег Черногории и Далмации — долгожданная СВОБОДА!
Из книги «Военная история. Учебник для военной академии», Белград, 1980 (Vojna povijest. Udžbenik za vojne akademije, Beograd,1980); учитывая характер текста, позволю себе дать в скобках некоторые пояснения и дополнения: «Действия Народно-Освободительной армии Югославии (НОАЮ) в Далмации (прибрежная часть Хорватии и Черногории — М.К.) в 1942 г. приобрели широкий наступательный размах. Особое значение приобрело Макарское приморье, где во второй половине 1942 г. были сформированы первые штабы и подразделения для борьбы на море. Партизанские отряды с нагорья Биоково действовали на побережье в этом районе, совершая нападения на итальянские военно-морские объекты. Вскоре эти действия распространились и на среднедалматинские острова и центральную часть Далмации. Из-за усиления партизанских действий на море итальянцы были вынуждены ограничить судоходство вдоль восточного побережья Адриатики. Итальянское армейское и военно-морское командование приступило к оборудованию специальных кораблей для борьбы с партизанскими действиями на море, а также привлекло для этого некоторую часть патрульных сил флота и авиации. Общее усиление народно-освободительного движения в Югославии, а особенно вступление в приморские области группировки ударных Пролетарских бригад под руководством Верховного штаба стали катализатором повстанческой активности в Далмации и развертывания интенсивных боевых действий на море.
Успешные действия в водах Макарского приморья и устья реки Неретва, как и народные восстания на островах средней Далмации стали поводом для создания Морского отдела при штабе 4-й партизанской оперативной зоны Хорватии. В условиях развития освободительного движения в Далмации верховный командующий Иосип Броз Тито 18 декабря 1942 г. распорядился создать при штабе 4-й партизанской оперативной зоны Хорватии Отдел Военного флота (Sekcija za Ratnu mornaricu). (…) Она получила задачу мобилизовать морские кадры, в первую очередь — матросов и офицеров бывшего Королевского военного флота Югославии (их на протяжении всей войны выискивали по всем отрядам и бригадам НОАЮ и по возможности направляли во флот — М.К.) и технических специалистов, создать укрепленные морские базы, перебросить необходимые личный состав и материальную часть, наладить снятие морских мин и постановку собственных минных заграждений, организовать нападения на морские коммуникации противника и др. В селе Подгори у подножия горного массива Биоково был организован ее первый опорный пункт — морская станция (mornaricka stanica).
Силами приморского взвода (primorski vod) и двух наличных моторных баркасов эта станция в дневное время захватила пять больших морских шхун (партизаны применяли старинную тактику корсаров Боки Которской: сближались с атакуемыми судамии под видом миролюбивых рыбарей, а потом внезапно забрасывали палубу ручными гранатами, заливали огнем из пулеметов и бросались на абордаж, при чем нередко «под раздачу» попадали гражданские экипажи — увы, так было — М.К.). Все попытки итальянцев воспрепятствовать действиям морской станции остались безуспешными (если не считать того, что итальянская авиация несколько раз разносила в щепки все сооружения партизанской базы, и их приходилось восстанавливать практически «с нуля» — М.К.). Таким образом морские операции НОАЮ переросли размеры отдельных акций. привязанных к определенным участкам побережья и островам. В свою очередь, расширяя меры по защите судоходства у побережья Макарского приморья, итальянцы были вынуждены усилить контроль во всей акватории северной Далмации и запретить своим судам приставать в берегу в гаванях, где не было итальянских гарнизонов. Из-за размеров партизанских действий на море военно-морское командование Далмации было вынуждено еще 10 апреля 1942 г. издать специальную инструкцию по борьбе с партизанами на море. Между тем и вопреки этому, военный флот освободительной армии успешно действовал. Особенно укрепилась связь с островами. Было организовано снабжение сражавшихся там партизанских подразделений и регулярные перевозки бойцов и раненых, что имело не только большое военное, но и морально-политическое значение для развития вооруженной борьбы в этой части страны. По итальянским данным, флот НОАЮ ко второй половине 1943 г. совершил нападения на примерно 80 кораблей и других плавсредств, из которых 32 захватил.
В целях дальнейшего развития и укрепления флота 23 января 1943 г. в селе Подгори состоялось официальное формирование 1-го морского отряда (1.mornaricki odred) в составе трех рот (около 150 бойцов) и флотилии (несколько баркасов и моторная шхуна «Партизан»). Роты 1-го морского отряда, развернутые в предгорьях вдоль всего Макарского приморья, защищали первый участок освобожденного побережья протяженностью 50 км. (от Макарске до Граца).
На время капитуляции Италии пришелся новый пик освободительной борьбы на море. Помимо всего прочего, были сформированы три самостоятельных морских командования, которые приступили к вооружению захваченных кораблей, рыбацких судов и лодок. Согласно приказу Верховного штаба, 18 октября сформирован Штаб флота НОАЮ (Stab mornarice NOVJ), который объединил работу морских командований. Побережье от Соче до Бояны было поделено на шесть приморских береговых секторов. В то время, помимо канонерских лодок (naoružani brodovi — NB) и патрульных катеров (рatrolni čamci — PC), флот НОАЮ располагал несколькими береговыми батареями, развернутыми на островах у восточного побережья Адриатики.
Реакция немцев на такое развитие флота НОАЮ и его действия после капитуляции Италии была крайне энергичной. В начале свой главный удар они направили в район Сплита, бросив туда свою 7-ю дивизию СС (7-я добровольческая горная дивизия СС «Принц Ойген», одно из наиболее эффективных немецких соединений в Югославии, сформированное в основном из местных германоязычных уроженцев — банатских швабов, а так же «фольксдойчей» Венгрии и Румынии — М.К.) из долины р.Неретва. Под сильным германским натиском главные силы 8-го корпуса НОАЮ были вынуждены отступить от побережья; так что в первой половине октября на побережье, кроме морских подразделений, а также приморских и островных отрядов, осталась только 26-я дивизия НОАЮ. Несмотря на это, флот НОАЮ в конце 1943 г. действовал практически на всем протяжении восточноадриатического побережья и на островах (от о.Крк до южных Далматинских островов). В его составе находилось: четыре приморско-береговых сектора и флотилия канонерских лодок и шесть флотилий патрульных катеров — всего 39 боевых единиц (транспортных судов водоизмещением 30-120 брт, приспособленных для действий на море). Кроме того, в его состав также входили четыре островных партизанских отряда, 10 береговых артиллерийских батарей и транспортный флот из примерно 230 пароходов, шхун и малых рыбацких судов с мотором и без мотора. В тот период в составе флота было около 5 000 бойцов.
Штаб флота и 4-го приморско-берегового сектора, как и главные силы их подразделений, среди которых и части 26-й дивизии вместе с партизанскими и политическими руководителями Далмации в ночь 28/29 и 30/31 декабря 1943 г. переправились с острова Хвар на остров Вис. В то же время возникла серьезная дилема, оставить ли остров Вис или оборонять его. 20 января 1944 г. верховный командующий (Иосип Броз Тито) принял историческое решение оборонять остров Вис.
С острова Вис было организовано много десантных операций и на соседние острова. Так уже в первой половине 1944 г. части 8-го корпуса и флота НОАЮ приобрели большой опыт в проведении совместных операций. От капитуляции Италии до освобождения Далмации и Черногорского приморья флот НОАЮ вел боевые действия исключительно силами вооруженных рыбачьих кораблей и лодок. Попытки привлечь к освобождению страны и корабли Югославского Королевского флота, которые в 1941 г. сумели уйти из Югославии, не возымели результатов.
Уже в середине сентября 1944 г. подразделения и флот НОАЮ, помимо освобождения далматинских островов, приступили и к высадкам на побережье, чем во многом поспособствовали прибрежных областей Далмации, Боки Которской и Черногорского приморья. В тот период, т.е. в середине сентября 1944 г., флот НОАЮ располагал, помимо 5 000 бойцов, и многочисленными техническими средствами, среди которых пять канонерских лодок, около 40 патрульных катеров, более 200 транспортных и 12 десантных кораблей. Из канонерских лодок чаще всего применялись минно-тральные (minolovci), водоизмещение которых составляло около 80 т. Однако их скорость была мала — не более 8 узлов, а вооружение составляло 3-4 орудия калибром 20-40 мм.
Все это делало невозможным переброску кораблями НОАЮ в Италию и обратно большого числа раненых и значительных партий военных материалов. Так только в течение января 1944 г. с островов и побережья было перевезено в Италию всего около 1 350 раненых. Среди наиболее известных нападений, совершенных партизанским флотом с острова Вис — нападение на острова Млет и Корчула, совершенное 19-26 апреля 1944 г. Германские силы (две усиленных роты на о. Млет и два батальона с артиллерийским и инженерным усилением на о. Корчула) в ходе него понесли потери около 400 чел. убитыми и ранеными и около 460 чел. пленными (части 26-й дивизии НОАЮ, сломившие на островах ожесточенное сопротивление немцев, заплатили за свою победу очень высокую цену — свыше 1 100 убитых и раненых, примерно 60% участвовавших в операции — М.К.).
За период с капитуляции Италии до освобождения Далмации 26 октября 1944 г. флот НОАЮ перевез около 90 000 бойцов, 11 600 раненых и свыше 110 000 пассажиров и беженцев. К концу 1944 г. главные силы флота НОАЮ находились на подступах к Риекскому заливу и заливу Кварнер. Флот НОАЮ к тому времени имел в своем составе шесть приморско-береговых секторов, командование речной флотилии, флотилию канонерских лодок, флотилию патрульных катеров и две флотилии десантных кораблей — всего 71 боевое плавсредство. Кроме того, он располагал шестью батальонами морской пехоты с артиллерийским дивизионом, береговой артиллерией из 137 орудий, транспортным флотом из 14 пароходов и большого количества других плавсредств.
Когда 1 марта была произведена реорганизация НОАЮ (из партизанской в регулярную армию — М.К.), флот получил название Югославских военно-морских сил (Jugoslovenska mornarica). В начале марта Югославские ВМС сформировали на побережье Югославии три морских командования. На судоходных реках и озерах было создано Командование речной флотилии (Komanda recne flotile). К самому концу войны в Югославских ВМС насчитывалось 85 военных и вооруженных кораблей и катеров, 312 пароходов, шхун и вспомогательных судов — всего около 13 720 бойцов.
В годы войны в составе партизанского флота геройски сражались предстваители всех народой и народностей Югославии (если в Королевских ВМС довоенной Югославии самые большие национальные группы составляли хорваты и словенцы, но во флоте ЮНОА — черногорцы и словенцы. Сербов и там, и там было значительно меньше, а на какого-нибудь македонца или босанца смотрели скорее как на достопримечательность — М.К.)». За время войны в деревянных стальных рядах партизанского флота Югославии числилось не менее 16 кораблей, классифицированных самими партизанами как канонерские лодки. 10 из них были потеряны в ходе боевых действий: три потопила германская авиация, одну — германские корабли, еще по одной погибло в результате ошибочных атак авиации и кораблей Союзников («What the hell — PARTIZANTSKI флот??? Все, что плавает — немецкое!!!»), по одной — на минах, в шторм и в результате столкновения с пароходом; еще одна была захвачена противником.
На вооружении партизанских канонерских лодок, как видно из нижеприведенной таблицы, находились артиллерия различных калибров, пулеметы (mitraljez), станки для пуска реактивных снарядов (raketni bacac) и даже минометы (minobacac). Кому будет нужен дополнительный перевод по конкретным кораблям — пишите в комментариях, переведу.
Патрульных катеров у партизан было не менее 57, однако на деле — вероятно, намного больше. Освободившийся после гибели или списания одного из этих утлых суденышек номер (аббривиатура РС — «рatrolni čamаc» и порядковый номер) вскоре получал отважный, но хрупкий «новобранец». Потери среди патрульных катеров, скорее всего, также далеко превышали 50%, при чем в основном от действий авиации противника и от ударов стихии: маленьким рыбачьим лодкам сложно было бороться с непогодой, а военная необходимость нередко вела их храбрые экипажи в море в самую штормягу.
Вооружены патрульные катера были преимущественно пулеметами и личным оружием экипажей. Имелся у «морских партизан» Югославии и собственный боевой гимн, написанный на бравурную маршевую мелодию: «Napred, napred, Titovi mornari» — «Вперед, вперед, моряки Тито». Показательно, что первый из художественных фильмов «партизанской» тематики, снятый в Социалистической федеративной республике Югославия (СФРЮ) — романтическая и героическая драма «Славица» (1947) о верной любви и партизанской доблести — посвящена именно отважным парням и девушкам (среди югославских партизан было очень много женщин, наравне с мужчинами выносивших все тяготы и ужасы войны), сражавшимся и погибавшим на зыбких палубах деревянных партизанских канонерок 1942-45 гг… Сколько из них обрели вечное успокоение в лазурных глубинах родной Адриатики — наверное, так навсегда и останется неизвестно…
Михаил Кожемякин