О храме раздора в Черногории
В текущем году Черногория будет отмечать десятилетие своей независимости. Однако по признанию ряда её политиков страна за прошедший период так и не смогла внутренне консолидироваться, а результаты референдума 2006 года, когда 55,5 % граждан республики высказались за её суверенитет, а 44,5 % были против, продолжают разделять черногорское общество.
Если сторонний наблюдатель ознакомится хотя бы с тремя наиболее популярными черногорскими газетами («Победа», «Виести» и «Дан»), то у него может сложится впечатление, что издаются они в трех различных государствах: столь по-разному в них подаются материалы, делаются акценты и находятся виновники всех бед. Так, проправительственная «Победа» cделает упор на успехах власти и раскритикует оппозицию. «Виести» с либеральной колокольни обвинит режим М.Джукановича в коррупции и неспособности выработать и реализовать демократическую политику, которая объединила бы всё общество. А газета «Дан», отражающая в основном настроения сербов, составляющих треть населения страны, аргументированно покажет пагубность антинародного курса власти и либералов, их конъектурную прозападную ориентацию, не отвечающую национально-государственным интересам Черногории. Самое интересное, что каждая из этих газет будет по-своему права.
Свой диссонанс в общественные настроения вносит действующая в стране Черногорско-Приморская митрополия Сербской православной церкви, которая открыто выступает против суверенитета Черногории и отвергает существование черногорцев как самостоятельного народа. Хотя прямое вмешательство в политическую жизнь, в общем-то, не красит эту епархию: как говорится, богу богово, а кесарю кесарево. Потому неслучайно значительная часть населения республики к деятельности сербских клерикалов относится настороженно, считая, что они неправомерно узурпировали право пользоваться церковным имуществом, которое создавалось их православными предками. Оказавшись без духовных поводырей, черногорцы сторонятся сербских храмов, не крестят в них детей. А наиболее состоятельные используют для этих целей храмы Русской православной церкви, действующие в европейских городах.
При этом Черногорско-Приморский митрополит Амфилохий является опытным, высокообразованным иерархом, остро переживающим за сложившуюся ситуацию. На словах он высказывается за реальную автономию Черногорско-Приморской митрополии внутри СПЦ по примеру Украинской православной церкви Московского патриархата. Такой статут благотворно повлиял бы на снятие напряженности в черногорской многонациональной православной среде, ещё более изолировал бы раскольников, пытающихся функционировать под вывеской «Черногорской православной церкви». Однако на деле ничего не меняется. Это склоняет к выводу о том, что митрополит является заложником консервативных настроений своего окружения и не может этому воспрепятствовать.
Вся эта мозаичная картина противоречивой черногорской действительности вдруг оказалась для тысяч россиян, ставших в последние годы владельцами черногорской недвижимости, не отвлеченной материей, а реальностью, которую не только полезно знать, но с которой следует считаться. И особенно в церковном вопросе.
На днях российское телевидение показало познавательный фильм телекомпании «Сретение» «Небо на земле», повествующий об учреждении в Черногории нового сербского монастыря Сергия Радонежского на горном массиве Румия, который окаймляет приморский город Бар. Появлению монастыря предшествовал небывалый случай: в 2005 году на вершину Румии, в то самое место, где в незапамятные времена стоял христианский храм, разрушенный османами в XVI веке, буквально с неба спустился новый храм, вызвавший противоречивые чувства, как у верующих, так и у атеистов. Ещё бы! Церквушку, которую сварил из подручного металла местный умелец, забросил на горную вершину по просьбе митрополии вертолет сербских военно-воздушных сил. Черногорские власти потребовали ликвидировать самовольно возведенный объект. Но он и поныне там. Причем находится в труднопроходимой местности, на расстоянии многих километров от ближайших сел, населенных, кстати, мусульманами.
Вскоре новодел был осквернен неизвестными лицами. Вновь восстановлен. Но его сохранность вызывала опасения. Так возникла идея разместить подле церкви какой-либо скит, где мог бы укрываться охранник. Эта тема нашла сочувствие среди живущих в Баре россиян. В итоге щедрый предприниматель из Сибири В.Иванчиков купил на свои средства прилегающий к церкви участок и возвел на нем дом для паломников и ещё один капитальный храм, нареченный митрополитом Амфилохием именем Сергия Радонежского, поскольку, по его словам, без «крепких» русских святых в Черногории выжить невозможно.
Казалось бы, сделано богоугодное полезное дело. Но что в итоге получилось? Божий храм не может существовать без паствы. К нему нет и дороги. А после того, как монастырь не захотели обживать ни сербские, ни черногорские монахи (нет воды, электричества, тяжелые климатические условия), его насельниками стали русские монахини под предводительством замечательной благочинной Феодоры. Завершив свой благородный труд, В.Иванчиков как-то отстраненно заметил: «Народ здесь живет хороший, но достаточно сложный». И ещё вспомнил прописную истину о том, что не следует лезть в чужой монастырь со своим уставом.
Реально ли найти в Черногории другие дела и направления, где участие россиян оказалось бы полезным? Безусловно. Достаточно вспомнить об открывшемся в 2014 году в Будве по инициативе россиян «Евроколледже», работающим по российским учебным программам и обучающим сегодня несколько десятков учеников.
Если касаться религиозной тематики, то можно упомянуть тот же Бар, являющийся важным транзитным пунктом при следовании православных паломников в итальянский город Бари, где покоятся мощи святого Николая Угодника. Возведение центра Русской православной церкви в Баре с привлечением сил и средств живущих в Черногории россиян, да и других русскоязычных, могло бы стать достойным и крайне полезным делом. Первый шаг в этом направлении был сделан ещё в начале 2000-х, когда архитектурная мастерская, действующая при Московском патриархате, активно предлагала для строительства за рубежом проекты русских православных церквей. Тогда эта идея получила поддержку в правительственных кругах Черногории и СПЦ. Сегодня к этой работе могли бы подключиться не только русскоязычные черногорцы, но и Курск, имеющий с Баром побратимские связи, а также Фонд имени А.М.Горчакова, сотрудничающий с Баром.
Памяти русских иммигрантов, расселившихся по берегам Бококоторского залива в 20-е годы прошлого века, мог бы послужить мемориал в общине Котор, который следовало бы соорудить на месте руин Дома русских инвалидов, который они организовали за свой счет и который в годы «информбюровского» конфликта был у них конфискован как принадлежавший «вражеской организации».
Во всей этой работе участие «черногорских» россиян, уже являющих собою ныне полноценную диаспору, представляется перспективным и полезным с точки зрения развития и укрепления российско-черногорских отношений, переживающих сегодня трудные времена.
Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Общество дружбы и сотрудничества с Черногорией» Кандидат исторических наук – Ю.Е. Бычков