Посольство Украины в Белграде пытается поучать сербов

Кого беспокоит «георгиевская лента» у сербского сердца.

Посольство Украины в Белграде разослало по редакциям сербских СМИ письмо с разъяснениями по поводу того, как, по их авторитетному мнению должны жить сербы. В этот раз украинцы выразили свое недовольство все более популярной в Сербии георгиевский лентой. Практически все СМИ данное письмо просто проигнорировали, одна лишь белградская «Политика» решила поделиться им со своими читателями:

Напоминая, что награды с такими же лентами получали участники белогвардейского движения и русских подразделений вермахта, посольство Украины в Белграде ставит вопрос, нужно ли сербскому народу носить символ тех, кто убивал их отцов

В Харькове, который когда-то был столицей Советской Украины, городе недалеко от границы с Россией, где большинство населения русскоязычно, в начале мая этого года, полиция объявила, что будет арестовывать всех, кто 9 мая будут носить георгиевские ленты.

Начальник областной полиции Анатолий Дмитриев заявил тогда, что «молодые люди, которые на день Победы будут носить георгиевские ленты, будут идентифицированы  и проверены на связь с самопровозглашенными Донецкой и Луганской Народными Республиками». Проверены будут не только молодое поколение, но и ветераны. Дмитриев объяснил это словами, что «в настоящее время этот символ больше не имеет того значения, как раньше.»

Уже потом украинский президент Петр Порошенко, хотя и не отменил 9 мая, ввел новый праздник днем раньше, 8 мая, который называется День памяти и примирения, дистанцируясь таким образом от России. В Европейском парламенте за последние десять лет уже принято несколько резолюций, которые приравнивают преступления фашизма и коммунизма, а в большинстве государств-членов ЕС 9 мая, прежде всего, принято отмечать как День Европы, а не как день победы над фашизмом.

А в конце прошлого года, в разгар конфликта в восточной Украине, ни один из членов ЕС не проголосовал в Совете Безопасности ООН по проекту российской резолюции против прославления нацизма. Ранее в этом месяце, посольством Украины в Белграде по электронной почте была послана «информация для прессы» на имя «Политики» и других средств массовой информации, в который было дано необычное объяснение, почему «георгиевская лента» не должна иметь смысл, который ему придает большинство в Сербии. Менее, чем на двух страницах, от первого лица, объясняется, что на самом деле означает «георгиевская лента», а текст заканчивается вопросом:

«Действительно ли так необходимо сербскому народу носить рядом с сердцем символ тех, кто убивал их отцов и дедов?» Напомнив, что в этом году Сербия отмечает 70-летие победы над фашизмом, там напоминают, что в Сербии этот праздник очень уважается, так как до сих пор памятны великие жертвы сербского народа и огромные страдания от немецких оккупантов: (далее — изложение украинского опуса — прим.перев.)

«Прогуливаясь по улицам Белграда во время официального празднования победы над фашизмом, иногда я замечал, что некоторые люди носят георгиевские ленты на своей одежде. И не только на одежде, но и прикрепляют их на сумки, украшают ими автомобили. Но, знает ли вообще сербская молодежь, что на самом деле означает «георгиевская лента»? Вспомним исторические факты,соответствующие официальной истории ордена Святого Георгия с черно-оранжевой лентой, который была учрежден в 1769 году российской императрицей Екатериной Второй, во времена знаменитого военачальника Александра Васильевича Суворова и войны с Турцией. Орден Святого Георгия (Георгиевский крест, или, как русские называют его просто – Георгий) самая высокая российская награда за военные подвиги.

В царской России его получали редко, за проявленную храбрость, он имел четыре степени – лента была одинакова. Воин, который носил эту медаль, пользовался большим уважением. Когда солдат, который носил Георгиевский крест входил в помещение, высокопоставленные офицеры должны были встать и отдать ему честь. С 1849 года имена кавалеров всех степеней ордена написаны на мраморной доске в георгиевском зале Кремлевского дворца. Из сербов, Георгиевским крестом был награжден князь Арсен Карагеоргиевич, который ушел на русско-японскую войну в звании капитана, а вернулся – в звании полковника. Советские власти отменили все награды царской России и ввели новые. Тем не менее, во время Второй мировой войны, Сталин решил, в частности, вернуть и георгиевский крест, хотя и под другим именем и в другой форме, и орден Славы – они имеют черно-оранжевую полосы.

После Второй мировой войны, «георгиевская лента» стал символом антифашизма. Тем не менее, Посольство Украины в Белграде хотело бы напомнить гражданам Сербии, что «георгиевская лента» использовалась в наградах белогвардейского движения (белая гвардия была создана в 1917 году во время гражданской войны в России, в которой она сражались против Красной Армии), а также в русских подразделениях вермахта во Второй мировой войне.

В заявлении говорится, что с начала советско-германской войны 1941 года большое количество русских монархистов, сбежавших из России и поживавших за границей, начали сотрудничать с нацистской Германией», среди них и десятки тысяч белогвардейцев на территории сегодняшней Сербии.» Кроме того, «чрезвычайно много наград получили участники российского корпуса, который сражался против сербских партизан в Югославии», и что «стилистически похожий Георгиевский крест использовала в качестве символа своих воинских наград союзник нацистов, Русская народно- освободительная армия, которая принимала участие в подавлении антигитлеровских восстаний в Польше и Словакии «.

Все это посольство Украины в Сербии приводит к выводу, что «данные об использовании георгиевской ленты русских союзников Третьего Рейха свидетельствует, прежде всего, о фашистском, а не об антифашистском значении этого символа.» Текст заканчивается уже упомянутым риторическим вопросом о том, должны ли сербы носить этот символ у своего сердца. Если бы можно было полемизировать по случаю этого рассуждения, возможно, лучше было бы привести некоторые исторические факты из книги Алексея Тимофеева «Русские и Вторая мировая война в Югославии», в которой он подробно, со ссылкой на обширные литературные источники и документы этого периода, говорит о советских коллаборационистах в бывшей Югославии. Среди них самой многочисленной была «казачья дивизия» во главе с опытным немецким генералом кавалерии Фон Панвицем.

«Немецкие пропагандисты утверждали, что казаки сражаются против коммунистических бунтовщиков и стремились, чтобы казаки с подозрением смотрели на сербское население, и с сочувствием и пониманием – к местному немецкому, венгерскому и хорватскому элементам. Тем не менее, казаки, направленные на поддержку НДХ (независимое Хорватское государство – созданное немцами и итальянцами государство-сателлит на части территории Хорватии, к которому были присоединены и некоторые нехорватские территории оккупированной Югославии – прим.перев.) поняли, что хорватские власти начали настоящую религиозную войну. По всей Хорватии разрушали православные церкви …

Хорваты-усташи вырезали целые сербские деревни. «Казаки были удивлены такой суровостью, а также, насколько сербы последовательно придерживаются своей веры, несмотря на все давление. Это не могло оставить равнодушным казаков, потому что сербы были единоверцы и, кроме того, потому, что казак не может позволить разрушение или осквернение православной церкви. Эта привязанность к православию способствовала объединению сербов и казаков и была отмечена другими наблюдателями. Прежде всего, это увидели немцы.

Биляна Митринович

Статья взята: Ruserbia.com

Сербский первоисточник : ПОЛИТИКА ONLINE

Перевод: Усадьба Урсы (клуб любителей переводов)