Российская политика на Балканах и ее влияние на Сербию
17 января 2019 года президент России Владимир Путин был тепло принят в Сербии,которую посетил с официальным визитом. Это был четвёртый визит Путина в Белград – он приезжал в Сербию дважды в качестве президента и один раз – в качестве премьер-министра. По словам Александра Пивоваренко, старшего научного сотрудника Института славяноведения РАН, сегодня позиции России чрезвычайно зависимы от общей конъюнктуры и широкого комплекса взаимосвязей, существующих в Юго-Восточной Европе.
Упоминание Балкан отсутствует в Концепции внешней политики РФ – 2016 (в отличие от предыдущей Концепции 2013 года). Позиции России сегодня чрезвычайно зависимы от общей конъюнктуры и широкого комплекса взаимосвязей, существующих в Юго-Восточной Европе. В отличие от других стран присутствие России в регионе ограничено преимущественно сербским пространством. Это отличает Россию от той же Турции, которая способна собрать за одним столом Александра Вучича и лидера боснийских мусульман Бакира Изетбеговича, а также реализовывать экономические проекты в южных районах Сербии, где значительно присутствие мусульманского населения (область Санджак, районы Прешево, Буяновац и Медведжа). В этих условиях можно говорить лишь о тактических целях – таких, как запуск «Турецкого потока» и реализация одного, двух инвестиционных либо инфраструктурных проектов.
Последствия визита российского президента с точки зрения перспектив Сербии по вступлению в ЕС
Среди всех стран так называемой «балканской шестёрки» (Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Албания и Республика Косово) именно она, наряду с Черногорией, считается наиболее вероятным кандидатом на вступление. Датой возможного вступления Сербии в ЕС называют 2025 год. Между тем даже если Сербия исполнит все требования Брюсселя по Косово (полное дипломатическое признание на основе принципа нерушимости границ), это не гарантирует вступления Сербии – в случае нежелания ЕС проводить очередное расширение.
В ходе последней встречи между Россией и Сербией было подписано более 20 межправительственных соглашений, в том числе в сфере ядерной энергетики и IT. Это не может не радовать, поскольку отношения между странами становятся более разнообразными и менее зависящими от нефтегазовой повестки. Можно отметить, что были учтены рекомендации экспертов, настаивавших на диверсификации российско-сербских отношений. Однако существует проблема практической реализации этих соглашений, поскольку одним из требований Евросоюза к Белграду с 2014 года является «неиспользование» выгод от неприсоединения Сербии к санкциям против России.
Так или иначе широкий комплекс договорённостей отвечает интересам Белграда, поскольку увеличивает пространство для манёвра в отношениях с Брюсселем и Вашингтоном. Белград может это использовать как козырь, увеличивая либо уменьшая интенсивность сотрудничества с Россией в зависимости от развития отношений с Брюсселем.
Визит президента России может способствовать уступкам Белграда косовским албанцам
Парадоксальным образом визит президента России может способствовать уступкам Белграда косовским албанцам по той причине, что официальный Белград сам заинтересован в скорейшем завершении «косовского вопроса», пускай и через совершение очередных уступок. В последние полтора года Белград столкнулся с дипломатическим давлением со стороны Брюсселя и Вашингтона. В свою очередь Александр Вучич внутри Сербии объявил о начале «откровенного диалога», и вероятным итогом должно стать признание «объективной реальности» и выработка «прагматического мирного договора» с албанцами.
Возможным сценарием развития ситуации в Сербии является проведение весной досрочных парламентских выборов, о чём было объявлено в конце декабря. Целью правящей Прогрессивной партии является достижение подавляющего представительства в парламенте, что должно обеспечить автоматизацию принимаемых решений – в том числе по вопросу Косово. Если это произойдёт, можно ожидать изменения конституции Сербии – положения о том, что Косово и Метохия являются неотъемлемой частью территории Сербии. При этом Вучич сталкивается с оппозицией, которую не устраивает как стиль его правления, так и продвигаемое им соглашение по Косово. Каждую неделю в центре Белграда проходят митинги. Кроме того, Вучича не поддерживает ряд высокопоставленных иерархов Сербской православной церкви
Можно сказать, что избирательная кампания в Сербии уже началась. Поддержка России, оказанная руководству Сербии в ходе визита 17 января, даёт ему определённую индульгенцию на принятие тех решений, которые оно сочтёт целесообразным.
Роль Сербии в «Турецком потоке»
История «Южного потока» показывает, что до момента запуска проекта о какой-то роли говорить рано. Однако положение Сербии принципиально не изменилось. Именно с территории Сербии газ будет уходить в основную часть Европейского союза. Также положение Сербии позволяет строить на её территории ответвления, которые будут уходить в соседние с ней страны. Решение о расширении подземного газохранилища «Банатский двор» указывает на то, что Сербия способна стать крупным распределительным центром российской энергии.
Но, как и в ситуации с предыдущим проектом, положение Сербии является зависимым – на этот раз не только от Болгарии, но и от Турции, роль которой после запуска газопровода TANAP значительно увеличилась. И возрастёт ещё больше после ввода в строй газопровода TAP, готовность которого оценивается в 82%. TAP пройдёт по территории Греции и Албании. Учитывая большую благосклонность ЕС к турецкому проекту, вероятно строительство ответвлений на север, в сторону Хорватии, что создаст конкуренцию российско-сербскому маршруту. Всё это делает Белград более восприимчивым к позиции Анкары, Вашингтона и Брюсселя.
Не стоит забывать о планах США создать терминал СПГ в Хорватии, а также разработку шельфа на Кипре, вокруг чего сейчас конфликтуют Турция и ЕС. 2019 год должен внести определённость относительно будущего всех этих проектов.