Ситуация на турецком рынке для Газпрома очень тяжелая

Об этом сказал Eurasia Diary аналитик российского Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Эксперт считает, что это происходит из-за наслоения сразу нескольких причин:

«С одной стороны Турция в целом стала потреблять меньше газа, поэтому в натуральном выражении она покупает меньше газа у всех стран. С другой стороны в большей степени проседают российские поставки. Это происходит из-за того, что по контрактам Газпрома и турецких компаний ценообразование на газ имеет нефтяную привязку. То есть, зная сегодняшнюю цену на нефть, можно рассчитать, сколько будет стоить газ по таким контрактам через полгода.  Поэтому Турция не спешит покупать газ у Газпрома, так как в начале года стало понятно, что цены на нефть падают и это приведет к снижению цен на газ в контрактах с Газпромом во втором полугодии, в частности с сентября. Поэтому стоит дождаться, итогов 2020 года».

Юшков отметил вероятность российского газа в Турции более конкурентоспособным именно осенью-зимой 2020 года, так как именно в этот период он существенно подешевеет.

Кроме этого, Игорь Юшков сказал, что видимо турецкие компании намеренно не берут российский газ, демонстрируя его ненужность. Это является элементом торга, так как в 2020 году заканчиваются сразу несколько контрактов Газпрома с турецкими компаниями, как   с частными, так и с государственной Botaş.

«Для усиления своих переговорных позиций, турецкие компании сокращают покупку российского газа, демонстрируя Газпрому, что если он не пойдет на предоставление скидок, то Турция может отказаться от него чуть ли не полностью», — добавил Юшков.

Он также отметил и политический фактор:

«Россия и Турция имеют противоречия по вопросу Сирии и Ливии. Поэтому турецкие компании понимают, что им можно давить на Газпром и это будет позитивно восприниматься со стороны руководства государства.  Однако говорить о том, что Газпром потерял турецкий рынок окончательно и на него не вернется — я бы не стал».

С точки зрения ценовой конкуренции, аналитик заявил о хорошей позиции Газпрома приведя пример: себестоимость его добычи очень низкая, учитывая большие инвестиции, которые сделали компании при разработке месторождений в Азербайджане, позиции Газпрома выглядят хорошо. Кроме того, сейчас Турция заменяет существенную долю российского газа поставками СПГ. Ситуация на рынке сжиженного газа также меняется:

«В 2019 году в мире было введено в строй рекордное количество СПГ заводов. Поэтому конкуренция огромная и цены держатся на низком уровне. Но постепенно мир будет «переваривать» новые объемы СПГ и цены подрастут и тогда предложение со стороны Газпрома будет более конкурентоспособным.

Говоря о «Голубом потоке», Юшков сказал, что Газопровод строился, чтобы диверсифицировать маршруты доставки российского газа, как в саму Турцию, так и в Европу:

«Пока фактически работает только одна нитка — для поставок газа для турецкого рынка. Она недозагружена и Голубой поток простаивает, потому что Турция сократила закупки российского газа. Причины я описал выше. По мере того, как СПГ будет уходить на растущие азиатские рынки, восстановления турецкой экономики (роста потребления газа) газопроводы из России в Турцию будут работать и иметь хорошую загрузку».

У критиков Газпрома, которые говорят, что, то Сила Сибири, то Турецкий поток, то Северный поток-2 «не окупятся никогда», по его мнению, очень интересная аргументация:

«Они говорят: «Один раз мне показали расчеты мои друзья в Газпроме и там на листочке так было написано». Так можно сказать о чем угодно. Хотелось бы каких-то более весомых аргументов и подтверждений таких тезисов. Я бы не стал утверждать о неокупаемости Турецкого потока. Ведь скоро заработает вторая нитка газопровода, которая будет доставлять газ для нужд юго-восточной Европы и потом будет доходить до Австрии. Учитывая проблемы с Северным потоком-2 и тем, что с 2021 года Газпром должен будет прокачивать через Украину не 65 млрд. куб. м., а только 40, то вторая нитка Турецкого потока будет востребована. Кроме того, морская часть Турецкого потока принадлежит Газпрому, то есть он будет платить за транзит сам себе. У компании есть доли в турецком и сербском участках, то есть там также Газпром будет частично платить своим «дочкам». А если мы сравниваем с украинским маршрутом, то Газпром там платит сторонней организации, причем по более высокому тарифу, а условие «качай или плати» ежесуточное, то есть объемы прокачки нельзя перенести даже на следующий день.

Говоря о перенесении маршрута поставки газа, эксперт привел еще один аргумент:

«Перенесение маршрута поставки газа является климатической темой, которая в Европе активно развивается. Углеродный след от поставок газа через Украину значительно выше, чем при поставке через Турецкий поток или Северный поток. А все идет к тому, что чем больше углеродный след, тем больше будет углеродный налог на поставляемый в ЕС товар. Поэтому у Турецкого потока хорошие шансы на окупаемость».

ednews.net


Ткань Велсофт