en.wikipedia.org/

Югославские пилоты и советские самолеты

Мы уже упоминали о югославских летчиках, которые сражались в рядах британских и американских ВВС во время Второй мировой войны, и теперь настало время рассказать о множестве югославов, выступавших вместе с советскими пилотами.

В марте 1944 года правительства СССР и Верховного штаба Национально-освободительной армии Югославии (НОАЮ) подписали соглашение о подготовке югославских летчиков в Советском Союзе. Изначально планировалось обучить 300 летчиков, однако к концу 1944 года это число увеличилось до около 600, включая как летчиков, так и техников.

Югославские пилоты делились на группы в зависимости от их уровня подготовки. Некоторые из них имели опыт полетов на устаревших самолетах «Брегель», в то время как другие были новичками в авиации.

К 1 мая 1945 года в Краснодаре был сформирован 1-й югославский истребительный авиаполк, насчитывающий 32 самолета Як-3. К июню 1945 года был создан 2-й югославский штурмовой авиаполк со 32 штурмовиками Ил-2.

Обучение также проводилось на территории Югославии. В ноябре 1944 года была создана авиационная группа под командованием генерал-майора Андрея Никифоровича Витрука, на основе которой формировались югославские авиаполки: югославская 42-я штурмовая дивизия и 11-я истребительная дивизия, используя опыт и базу советской 10-й гвардейской штурмовой и 236-й истребительной авиадивизий.

В группу отправлялись пилоты, которым требовалось лишь краткосрочное переобучение на советской технике. Многие из них имели боевой опыт, включая участие в Гражданской войне в Испании и в Апрельской войне, а также некоторый опыт службы в британских ВВС в Алжире. Это позволяло югославским пилотам участвовать в освобождении своей страны, в отличие от тех, кто обучался только в СССР.

Обучение длилось от 8 до 80 дней, после чего курсанты распределялись в боевые подразделения. В начале в состав советских групп встраивался один югославский пилот, но вскоре количество югославов в вылетах увеличилось, и они начали выполнять задачи в полностью югославских экипажах.

Как вспоминал пилот Джордже Нинчич: «Условия жизни, питание и все остальное было безупречно. Советские наставники без усталости работали, чтобы как можно быстрее подготовить наших пилотов для фронта». Первые вылеты югославских экипажей начались 17 января 1945 года.

В общей сложности «группа Витрука» выполнила более 8 тысяч боевых вылетов, среди которых югославские летчики совершили 1392 вылета. Потери среди югославских экипажей составили 6 летчиков и 4 стрелка. За 4 месяца 140 югославских пилотов-истребителей и 145 штурмовиков завершили обучение, среди которых 30 человек были подготовлены как инструкторы.

Югославские летчики гордились тем, что их усилия были направлены на борьбу с нацистами, и в своих письмах к советским пилотам подчеркивали единство и братство в борьбе за освобождение. Слова югославских воинов, написанные в ответ на письма советских летчиков, свидетельствовали о высоком уровне взаимопонимания и братства между народами.

В результате сотрудничества СССР с Югославией за годы войны было передано 491 самолет, а через советские авиашколы прошли 2307 военнослужащих Югославии. В феврале 1945 года согласно постановлению ГКО, Югославии были переданы все необходимые ресурсы для создания собственных авиационных учебных заведений.

С течением времени проводились встречи советских и югославских пилотов, и каждый год у памятников пилотам обеих стран в Сербии возлагаются цветы в знак уважения и памяти. Однако улица генерала Витрука в Киеве недавно сменила имя на «Авиаконструкторскую», что является символом изменений в восприятии истории.


Займ 15 000