Черногорский разворот в сторону России – итоги и перспективы — INFO-BALKAN.RU

Черногорский разворот в сторону России – итоги и перспективы

Черногория вступает в новый период своей политической истории. Впервые за 30 лет поражение на выборах потерпела Демократическая партия социалистов, поддерживаемая действующим президентом страны Мило Джукановичем. Если победившим оппозиционным силам удастся договориться о формировании правящей коалиции, внутриполитический и внешнеполитический курс страны может претерпеть радикальные изменения. Однако для этого необходим не только консенсус бывших оппозиционеров, но и отстранение от власти бессменного черногорского лидера Мило Джукановича, – который не намерен отдавать власть, в том числе опасаясь за собственное финансовое благополучие и судебную неприкосновенность.

Прошедшие 30 августа очередные выборы ознаменовались высокой явкой, составившей 76,65%. Это стало прямым следствием охвативших страну последние месяцы массовых антиправительственных акций, участники которых требовали отставки правящей коалиции и радикального улучшения отношений с Сербией и Россией. И хотя Демократическая партия социалистов вновь одержала победу, набрав 35,06%, пришедшие следом три оппозиционных объединения в сумме заручились поддержкой, достаточной для формирования парламентского большинства. Коалиция «За будущее Черногории» набрала 32,55%, объединение «Мир — наша нация» — 12,53% и «Объединенное реформистское действие», — 5,53%. В сумме это дало оппозиции 50,61% и 41 из 81 мест в Скупщине (парламенте).

Очередные президентские выборы в Черногории должны пройти в 2023 году, но оппозиционные силы намерены максимально приблизить это событие. По итогам аналогичного голосования в 2018 году Мило Джуканович одержал убедительную победу уже в первом туре, набрав более 50% голосов, однако к настоящему времени расклад сил существенно изменился.

Оппозиционные силы активно использовали в своей предвыборной кампании обвинения действующей власти в коррупции, стремлении разрушить единое культурно-религиозное пространство Черногории и Сербии, а также откровенно прозападный внешнеполитический вектор страны, вступившей в НАТО и присоединившейся к антироссийским санкциям Европейского союза. Вступивший в силу в начале 2020 года закон «О свободе вероисповедания или убеждений и правовом положении религиозных общин» обязал религиозные общины страны документально доказывать право на принадлежащее им имущество. Главным адресатом данного документа стала Сербская православная церковь, имеющая прочные позиции в Черногории. Закон фактически отрицал ее историческое право на несколько сотен православных церквей и монастырей, в том числе на одну из главных сербских православных святынь – монастырь Острог. Многотысячные демонстрации под лозунгами отмены антисербского закона способствовали консолидации оппозиционных сил и, судя по имеющейся информации, позволили им получить необходимую поддержку для победы на нынешних парламентских выборах.

Другой ключевой пункт программы черногорской оппозиции – требование к президенту и правительству отказаться от антироссийских санкций. Лидер коалиции «За будущее Черногории» Здравко Кривокапич заявил, что считает санкции ЕС против России ошибкой, нанесшей стране значительный финансово-экономический ущерб.

Согласно имеющимся оценкам, антироссийские санкции нанесли черногорской экономике ущерб не менее 2 млрд. евро.

Аналогичное мнение высказал представитель входящего в коалицию «За будущее Черногории» «Демократического фронта» Милан Кнежевич. По его словам, будущее правительство Черногории, которое сформирует одержавшая победу на выборах оппозиция, выступит за пересмотр санкций против России. Пообещав, что теперь «наступает эпоха» хороших взаимоотношений между Москвой и Подгорицей, он подчеркнул, что хотя внешним приоритетом для балканского государства остается членство в Евросоюзе, в интересах нового правительства развивать отношения с историческими союзниками страны — Сербией и Россией.

При этом Милан Кнежевич всячески подчеркивает, что представители оппозиционных объединений договорились «строить новое правительство вместе». «Во время предвыборной кампании мы, представители оппозиционных альянсов, говорили о том, что будем держаться вместе после выборов. Я ожидаю, что с нами будут также представители мусульман и албанцев в Черногории», — заявил он, добавив, что новый кабинет может быть сформирован уже через 10–15 дней после выборов.

Однако Конституция Черногории предоставляет Мило Джукановичу реальные рычаги с тем, чтобы не допустить формирования антипрезидентской коалиции в Скупщине. До формирования кабинета действующий президент должен предоставить политический мандат новому парламентскому большинству, и, согласно имеющейся информации, он рассматривает в качестве одного из сценариев отказ от подобного шага со ссылкой на возможные нарушения в ходе избирательного процесса и неустойчивое большинство у вновь созданной коалиции. Пока она может рассчитывать на 41 мандат в 81-местном составе Скупщины, то есть потеря всего лишь одного депутатского мандата автоматически лишает ее большинства голосов. Одновременно президент и его окружение рассчитывают посредством возможного использования административных и иных рычагов перетянуть на свою сторону ряд колеблющихся депутатов, что также заблокирует начало нового парламентского сезона и даст основания Мило Джукановичу распустить Скупщину и назначить еще одни выборы. Оппозиционная коалиция «очень хрупкая», тем более, что Мило Джуканович остается президентом, и оппозиции еще предстоит победить его на выборах главы государства, — свидетельствует эксперт белградского Института европейских исследований Стеван Гайич.

Именно поэтому в сложившейся ситуации победившие на выборах оппозиционные силы стараются не акцентировать внимание на политических и, тем более, внешнеполитических вопросах, а подчеркивают ключевые положения своей социально-экономической программы, актуальные для большинства населения Черногории. «Изменения, на которые надеется Черногория после 30 лет правления Мило Джукановича, связаны с экономическим развитием. Сейчас страна находится в глубоком кризисе, и задача нового правительства — вывести страну из него», — подчеркивает в данной связи Милан Кнежевич.

Сдержанно относится к перспективам внешнеполитической переориентации Черногории и глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Он считает, что изменений в отношениях между Черногорией и Россией стоит ждать, если новое правительство прислушается к настроению общества. Пока же, по его мнению, стоит с осторожностью следить за ситуацией в стране, ведь все будет зависеть от степени устойчивости коалиции, одержавшей победу: «Пока я не склонен преувеличивать значение происходящего и считать, что Черногория будет локомотивом проведения российских интересов на Западе. Россия ждет не радикальных, а качественных перемен в двусторонних отношениях с Черногорией».

Наконец, оценивая перспективы развития отношений России и Черногории, не следует переоценивать самостоятельность будущего правительства и даже нового президента (в случае его избрания на место Мило Джукановича). Будучи членом НАТО и активно стремясь в ЕС, Подгорица фактически лишена даже той степени внешнеполитического маневра, которой располагает соседняя Сербия. «Если оппозиция сможет сформировать большинство, вряд ли внешнеполитический вектор изменится в отношении ЕС, потому что все балканские страны стремятся вступить в союз. Если мы говорим об отношениях с Россией и Сербией, то я думаю, что эти вопросы будут пересмотрены оппозицией в сторону их потепления», — прогнозирует балканист Живан Йовашевич.

Как весьма справедливо замечает в этой связи французское издание Le Point, Черногория «пытается разыгрывать российскую карту против европейцев и привлечь российские инвестиции, не возвращая при этом Москве накопившиеся долги», и параллельно с этим стремится вступить в Евросоюз.

В сложившейся ситуации России следует внимательно наблюдать за перипетиями внутриполитических переговоров и маневров на черногорской политической сцене, учитывая сохраняющиеся у Мило Джукановича и его сторонников реальные рычаги воздействия на ситуацию, а также учитывая не столько политические, сколько возможные торгово-экономические и инвестиционные выгоды от смены власти в Черногории.

Фото: www.gazeta.ru

interaffairs.ru