balkanist.ru

Российские железные дороги в Сербии продолжают стремительно развиваться

На этой неделе в присутствии президента Сербии Александра Вучича было подписано соглашение о выделении первого транша европейского гранта на строительство скоростной железной дороги Белград — Ниш на сумму почти в 600 миллионов евро.

Сербские сторонники евроинтеграции снова смогут рассказывать о важности инвестиций ЕС, принижая значение сотрудничества Сербии как с Россией, так и с Китаем.

Как и сотни раз до этого, сербам будут предлагать сделать «единственно правильный выбор» в сторону евроинтеграции и отказаться от «исключительно эмоциональной связи с Россией». При этом все чаще звучит вопрос: «А что же такого русские сделали для Сербии?»

Многое. Весь XX-й век Россия строила в Сербии дороги и мосты, а не бомбила их в отличие от западных «партнеров» и не грозила забрать инвестиции в случае непослушания. Многочисленные проекты «РЖД Интернешнл» осуществлялись на средства российского кредита Сербии.

Это реконструкция дороги Белград — Панчево, реконструкция участка в 112 километров Панъевропейского транспортного Коридора X, модернизация скоростной железной дороги Стара Пазова — Нови Сад со строительством двухпутного тоннеля, реконструкция дороги Ресник — Валево, проектирование и строительство Единого диспетчерского центра железных дорог Сербии, модернизация железнодорожной линии Суботица – Хоргош – Государственная граница с Венгрией, а также реконструкция подъездной железной дороги от линии Белград-Панчево к нефтеперерабатывающему заводу «Панчево».

Это и «Мост Красной Армии» через Дунай, но благодарности советским инженерам хватило ровно на год, пока он не был переименован.

Можно вспомнить и про дорогу, получившую у сербов простое название «Русская дорога» (Руски пут), которую строили с 1921 по 1925 год тысячи кубанских казаков.

Дорога, протяженностью около 70 километров строилась в тяжелейших условиях, практически одними кирками и лопатами. Она связала Враньскую Баню, села Корбевац и через гору Бесна кобила до Босилеграда на долгие годы стала становым хребтом южной части Сербии. Используется она и по нынешний день, а в 2019 году была большей частью отремонтирована и заасфальтирована.

Строили дорогу несколько тысяч кубанских казаков генералов Василия Логвинова и Михаила Фостикова, а проект разработал донской казак, инженер Борис Поздняков.

В память обо всех казаках, умерших от болезней и травм при строительстве дороги, на склоне горы Бесна кобила и в селе Корбевац установлены памятники.

Автор канала «О Сербии по-русски» специально для «РТ на Балканах»